Интернет — друг человека?

(статья подготовлена для 2-го номера журнала
"Химия и Жизнь — XXII век", 1997)

      Собачья жизнь примерно всемеро короче человечьей. Осознающие этот факт собаколюбы иногда употребляют термин "собачий год", когда хотят подчеркнуть, что за год случилось всякого столько, сколько в обычной человеческой жизни происходит за семь. Американские журналисты любят рассуждать о "собачьих годах" Интернета. И не без оснований - темпы перемен в этой "Сети сетей" поражают даже на фоне нашей жизни, течение которой в последние годы уж никак не назовешь вялым. Эта статья готовится ровно через год после того, как были написаны первые материалы для "Азбуки Интернета" (так уж сложилось, уважаемый читатель, что для некоторых из них путь в печать оказался не в меру долог). Здесь я не буду давать практических советов и рассказывать, что есть что в Сети. Мне просто хочется поделиться ощущением того, что за этот год давший название рубрике щенок возмужал и, можно сказать, стал серьезным псом.

Интернет ощутимо вырос. Различные опросы и обзоры дают число пользующихся Интернетом с заметным разбросом, но все сходятся в том, что за год оно удвоилось. Если отбросить крайние и вызывающие сомнения цифры, то можно довольно уверенно сказать, что в мире за год прибавилось 8-10 миллионов новых пользователей Интернета (а в России — несколько десятков тысяч; таково на сегодня соотношение масштабов.). Поменялся и облик слегка повзрослевшего Интернета.

Сообщество пользователей, да и сама сеть, стало более пестрым и менее ученым (хотя все равно в Интернете доля имеющих дипломы о высшем образовании в 2 раза выше средней по США). Среди миллионов, впервые попробовавших вкус Интернета в прошедшем году, деятели науки составили меньшинство, и отнюдь не потому, что упал интерес к нему в научных кругах. Просто использование Сети в исследовательских центрах и университетах в развитых странах уже не может расти прежними темпами, в этом секторе наступило насыщение. Именно оттуда Интернет .вышел в народ. и уже раньше был там очень широко распространен. Теперь Сеть прирастает бизнесом, молодежью и домохозяйками. И это определяет ее самую приметную ныне особенность.

Интернет коммерциализовался. Из государственного проекта военных и программистов, из игрушки студентов он стал разноплановым бизнесом. В нем можно многое с комфортом купить и продать, причем далеко не только из разряда компьютерных и околокомпьютерных товаров. Книги и сувениры, авиабилеты и картины, а в некоторых краях даже пицца с доставкой на дом сейчас доступны посетителям виртуальных магазинов и киосков.

Где бизнес, там реклама. Профессионалы этого жанра наконец осознали потенциал Интернета как новой среды для общения продавцов и производителей со своими потенциальными клиентами и покупателями. Именно общения, потому что Интернет . это не телевизор и не журнал, здесь читатель является активно действующим лицом, на него нельзя просто обрушить коммерческий блок, как на телеканале, здесь клиента надо ублажать и обхаживать в индивидуальном порядке. Возможности выбора у пользователя Интернета заметно богаче, если что-то не так, то одного щелчка мышки достаточно, чтобы покинуть сервер и уйти на другой.

На сегодня несколько сотен тысяч компаний имеют в Интернете, а точнее в его самой популярной части, .Всемирной паутинке. WWW, свои страницы. На жаргоне "Паутинки" страницей называют зачастую много большее, чем привычная страница печатного издания. На сетевой страничке может разместиться и ссылка на базу данных по товарам, в которой можно всласть покопаться не отходя от клавиатуры, и прямая связь с дежурным сотрудником отдела поддержки клиентов, и много-много другой полезной информации.

Гипертекстовые коммерческие странички в Интернете могут быть связаны с реальной продукцией фирмы подчас забавным способом. Приятно обнаружить адрес WWW сервера на крышке пивной бутылки, а воспользовавшись им, узнать, как данный сорт пива правильно пить и из чего именно его делают. Примечательно, что такую информацию в Америке можно получить не только от производителей национального уровня, но и от семейной пивоварни, масштабы которой куда меньше. Активное присутствие в Интернете перестало быть уделом транснациональных корпораций и стало приобретать популярность во всех слоях бизнеса. И уже не изумляет самодельное объявление в окне парикмахерской на тихой улочке провинциального городка Новой Англии "Мужская и женская стрижка, WWW странички за 5 минут". Ажиотажный спрос рождает и такое предложение.

Впрочем, в области подобного предложения Россия скоро догонит Америку. Приобщившиеся к Интернету студенты рвутся творить и плести густое кружево российской "Паутинки". Здесь, однако, платежеспособный спрос пока еще не велик. У наших бизнесменов, видимо, несколько иные насущные проблемы, да и образование тоже...

Когда из смешного пушистого комочка вырастает кто-то зубастый и сильный, начинаешь дружить с ним по-другому. Интересно наблюдать, как изменялись отношения традиционных средств массовой информации и Интернета - новой информационной среды. С начинающим матереть Интернетом у СМИ установились отношения вполне партнерские. Во "Всемирной паутинке" появились представительства крупнейших информационных агентств и множества периодических изданий, причем доступ ко многим ресурсам совершенно открыт и бесплатен.

Прогресс российской части Интернета в этом направлении впечатляет. Теперь свежие новости не обязательно искать на действительно великолепном сервере CNN, а полезно и НСН (Национальную службу новостей России) посетить. Во время президентских выборов прошлым летом за ходом подсчета голосов Центризбиркомом можно было в реальном времени следить на сервере НСН из любой точки Интернета - в полном соответствии с мировыми стандартами.

Многие наши газеты и журналы обзавелись сетевыми версиями. Среди них "Литературка" и "Огонек", "Независимая газета" и "Коммерсантъ", "Юношеская газета" и "Недоросль"... всех уже не перечислить. Отечественная "большая пресса" стала всерьез писать об Интернете и осенью родились сразу четыре посвященных ему российских журнала, причем рассчитанных на вполне массового читателя. "Мир Internet" и "Планета Internet" небезосновательно претендуют на лидерство в этой группе. Появление таких новых изданий - еще одно свидетельство вхождения Интернета в нашу жизнь и культуру.

С другой стороны, в отличие от "большой" прессы или телевещания, в Интернете мирно сосуществуют профессионалы и любители. В любой глобальной поисковой системе при вводе интересующего Вас слова Вы получите ссылки и на страницы маститых авторов, и на творения тех, кто имеет на заданную тему свое персональное мнение (подчас более интересное и обычно весьма неортодоксальное). Такие частные страницы имеют самые разные стили. Это и статьи, и фотоочерки, и целые клубы, объединяющие единомышленников или поклонников. В Интернете изначально нет деления на официоз и неформалов, и принцип равенства доступа не претерпел никаких изменений по мере взросления Сети. Впрочем, равенство доступа - это еще далеко не все равенство, но это уже тема для другой статьи.

...И все же пока Интернет остается во многом щенячьим. И нрав вполне легкомыслен, и вес, если мерить по масштабам крупных вещательных компаний типа CNN, невелик. Наиболее яркой демонстрацией интернетовского своеволия послужила поучительно провалившаяся американская попытка надеть на Сеть намордник цензуры. Интернет в минувшем году убедительно показал, что не собирается поддаваться дрессировке каких-либо правительств. Одной из самых горячих тем американской прессы, - и сетевой, и обычной - была дискуссия вокруг CDA, Communications Decency Act. Если бы этот документ получил законодательную силу, правительственные органы США оказались бы вправе осуществлять цензуру размещаемых в Интернете материалов. Волна протеста против создания подобного прецедента объединила по всему миру людей весьма разнообразных убеждений и профессий. Все они были едины в одном. Никакое правительство не может диктовать всему Интернету свои законы. Каждый из публикующихся в Интернете волен сам решать, чем ему делиться с миром. А каждый читатель волен выбирать, с чьим творчеством или информацией знакомиться.

В Америке, поклоняющейся Первой поправке к Конституции (в которой гарантирована свобода слова), вопрос был решен Верховным Судом быстро и не в пользу правительственной цензуры. В некоторых других странах власти не сдались и рассматривают способы хотя бы на территории своего государства ограничить доступ к нежелательной, по их мнению, информации. Свободолюбивое интернетовское сообщество тем временем спокойно разрабатывает методы преодоления возможных ограничений. Когда-то Интернет создавался как оборонная сеть, способная функционировать даже когда противник уничтожил часть ее составляющих. Эта врожденная живучесть позволяет надеяться, что никакое локальное правительство не сможет реально ограничить свободу Интернета. Хотя доставить отдельным пользователям в отдельной стране много хлопот местные власти, безусловно, в состоянии. Впрочем, не российскому (точнее, бывшему советскому) человеку, прошедшему через борьбу с глушилками коротковолновых "вражьих голосов", бояться госцензуры в Интернете. А что бывает от жизни собачьей - если ее вдруг попробуют устроить, - мы все наизусть знаем.

Много чего еще произошло с Интернетом за безусловно "собачий" год. Появились новые программы, упрощающие наше общение с Сетью, причем фирма Microsoft расстаралась настолько, что выпустила свой продукт, Internet Explorer 3.0, в полностью русскоязычном варианте, так что теперь не знающий иностранных языков россиянин уже не должен спотыкаться об английский компьютерный жаргон в меню и подсказках. Открылись сотни тысяч новых серверов в "Паутинке" и похорошели старые. В России, конечно, число новинок поскромнее, но их тоже немало, а качество ничуть не уступает мировому. Появились сервера, посвященные театру и музеям, свои российские мощные поисковые системы, интернетовские издательства. Потолстели и стали более многочисленными каналы, связывающие Россию с зарубежным Интернетом, да и внутри страны появилось много новых линий связи.

...Компания Sun, изготовитель компьютеров и программного обеспечения, более всего используемых на узлах Интернета, активно вела свою рекламную кампанию 1996 года с использованием серьезной псины по кличке Network - Сеть. Девизом рекламы было "Ты только Сети прикажи - она все принесет". Видимо, и вправду есть что-то очень дружелюбное и собачье в Интернете, и ему так и хочется скомандовать "Апорт!". Остается надеяться, что совсем скоро у нас ежедневная прогулка по Интернету станет делом таким же популярным, обыденным и полезным, как вечерний моцион в скверике под руководством четвероногого друга, влекущего Вас за поводок.

 

Андрей Себрант, к.ф.-м.н.
asebrant@online.ru


Общая тетрадь  

Возврат домой