3500 километров по Северной Европе - часть II

Часть I   

   Прежде чем покинуть полуостров Ютландию и отправиться по датским островам, мы заскочим в маленький облюбованный туристами городок Эбельтофт. Надо же иногда посещать рекомендованные путеводителями достопримечательности. Городок весь - меньше 5 тыс. населения. Игрушечно-аккуратный - фотография одной из жилых улочек в ряду картинок внизу это наглядно подтверждает, и улочка эта действительно типична.

Улочка уютнейшего Эбельтофта Сценки из жизни фрегата Ютландия Надо же иногда себя почувствовать обычным тупым туристом

Заводская труба - и та не совсем простая...

   В Эбельтофте стоит - уже на суше - фрегат Ютландия, превращенный в музей. А был когда-то (да и остался, строго говоря) самым большим деревянным фрегатом в мире. Теперь по нему можно бродить, наблюдая составленные из манекенов сценки корабельного быта второй половины XIX века. И можно расслабиться, почувствовать себя просто туристом и как положено туристу подержаться за штурвал, который давно уже ничем не управляет. Но приятно ощущается в руках.

   Здесь даже прозаические промышленные здания благодаря мелким деталям напоминают декорации - то ли опять же к сказке, то ли к исторической пьесе. Увитые плющом стены элеватора явственно намекают на стены древних замков, и даже дымовая труба украшена чем-то отчетливо рыцарским.

   Так что пора - все вокруг зовет познакомиться наконец с настоящими замками.

Эгесков - сказочный частный замок на острове Фюн Эгесков - с другой точки Семейные реликвии в замке.

Колдовство Эгескова

   ...Вот он, замок Эгесков, стоящий посреди озера на тысячах дубовых свай. В 1554 году пришлось свести целую дубовую рощу, чтобы воздвигнуть эти здания. И ничего - стоят с тех пор, хоть и реставрируются время от времени. И сваи держат. С 1784 года замком владеет семейство Ахлефельдт-Лорвиг-Билле - и по сей день они там живут, только несколько лет назад в парк и некоторые комнаты стали пускать туристов.

Латы текущего владельца

   Все-таки жизнь аристократа, да еще в такой недвижимости, сопряжена с расходами, а на сельском хозяйстве (все земли вокруг тому же семейству принадлежат) нынче не слишком много заработаешь... Пришлось диверсифицировать структуру доходов - подключить туризм. В результате в замке сразу чувствуешь, что ты не в музее, где заправляют кураторы, сами живущие в маломерных квартирках - а в старом жилом доме. Здесь не экспонаты по стенам - реальные трофеи тех, кто тут жил когда-то и достижения свои запечатлевал на память прямым потомкам, а не зевакам.

   Латы разных веков соседствуют с атласными туфельками дам, что сопровождали этих рыцарей. Самые свежие доспехи (на фото слева) - действительно современные, в них иногда прогуливается текущий владелец замка, граф Михаил, на радость супруге, детям и гостям. У кого какой тренировочный костюм для домашней носки...

Вид из окна замка Недавно бережно отреставрированная черепичная крыша замка Крыша изнутри - так крепится на века черепица Кусты в парке - их так стригут не один десяток лет.

Из коллекции старых машин в замке
Гоночная техника давно ушедших десятилетий

    В замке все время тянет выглядывать из окон - виды волшебные. Что регулярный парк, что намеренно глухие на вид уголки - идеально вписываются в рамки древних оконных проемов. На чердаке можно посмотреть, как устроена черепичная крыша, где каждая черепичка уложена на балку и к ней притянута дополнительно проволокой. Здесь же лежит в темном уголке на красиво вышитой подушке, огороженная просто веревкой, деревянная кукла. Это старый талисман замка - легенда гласит, что если ее побеспокоить или не сменить вовремя солому в тюфяке, в ближайшее рождество замок сгинет в озерных водах. С 1992 года не только домочадцы, но и туристы ходят мимо Деревянного Человека - но никто пока не нарушил его покой, и замок стоит всем на радость.

Интересно походить по шатким мостикам между деревьями

   Вокруг замка есть где провести время. Огромный парк на все вкусы - от клумб до огорода с кабачками, высоченные стены идеально подстриженных живых изгородей. Здесь же - несколько колоссальных сараев, и в них уже не столь давняя история. Относительно недавние владельцы замка - да и теперешний тоже - питали слабость к авто и мототехнике. Поэтому десятками автомобилей заполнены огромные помещения. Здесь и каретоподобные создания первых годов XX века, и более поздние гоночные модели, и чуть не вся гамма Мерседесов с еще довоенных времен. Почти все - на ходу, хозяева на них иногда катаются.

   Для самых младших посетителей замка и парка - свои радости. Тут и серьезный зеленый лабиринт, и подвесные качающиеся мостики между высоченных стволов. Почему-то идя по ним, чувствуешь себя внутри какого-нибудь квеста типа Myst в одной из трех его ипостасей.

Замок в Нюборге Окрестности замка в Нюборге Современые реплики ладей викингов

Музей кораблей викингов

   А вот еще немножко про замки. Тот, что слева наверху - королевский замок в Нюборге. Выглядит далеко не столь изящно, как Эгесков - так и старее его на несколько веков. В 1107 году, когда Нюборг-Слот строили, критерии совершенства были чуть иные, чем в эпоху Возрождения - когда возник Эгесков. Сам городок Нюборг утопает в цветах - просто фантастика для севера.

   Две правые картинки относятся к Музею кораблей викингов. Просто поразительно, как с помощью любви и воображения можно огромный музей построить вокруг, по сути, нескольких поднятых со дна моря щепок. Эти останки древних ладей уложены в черные металлические каркасы - и являются единственными подлинными экспонатами. Все вокруг: и рояль, и огромная экспозиция про быт викингов, и целый флот в точности по старым канонам построенных современных судов - это активно посещаемый центр живой истории и культуры. Даже летом здесь толпы школьников - учатся на ладьях ходить, строить их, что-то из шкур мастерить...

Парк при очередном частном дворце
Копенгагенские чудища

   Длинные петли по не самым скоростным датским дорогам незаметно проглотили большую часть отведенного на маршрут времени, надо побыстрее двигаться в Швецию. Конечно, Копенгаген богат туристскими объектами, да и по дороге к нему много есть на что поглазеть. Здесь не только замки частные встречаются, но и дворцы - и при них достойные парки, на фото справа приведен пример.

Бронзовая Русалочка в Копенгагене

   А по Копенгагену можно просто проехать, лениво крутя по сторонам головой, чуток прогуляться - и дальше тоннель и мост через пролив приводят к Мальмо, на шведский берег. Последний вид датской столицы - знаменитая Русалочка, грустно сидящая на виду у туристических толп - и по берегу, и на специальных лодках; бедняжку просто держат в осаде. Такая жизнь с 1913 года - не позавидуешь

    В Швеции сразу сменился рельеф. Дания была совсем плоская, нигде никакие камни не торчали. Здесь же пошли гранитные гряды, тоннели через них, серпантинистые дорожки к прибрежным красотам. И виды самого моря (точнее, пролива Каттегат) стали совсем другими. Даже несколько десятков метров прибрежного утеса сильно меняют вид, горизонт уносится вдаль, а ветер становится тугим и ровным...

Маяк на шведской гряде Куллен Тоже способ ночлега - кстати, дешевле любой гостиницы Вода в Гетеборге чем-то напоминает Питер

   В Швеции, оказывается, ночевать можно в таких, как на снимке в центре наверху, домиках - и это гораздо дешевле, чем в гостинице. В "шале", как их здесь называют, есть все для самостоятельного быта - и плита, и посуда. Вот только нет постельного белья - его надо возить с собой...

   Дальше был Гетеборг - один из тех северных городов, которые пытался скопировать Петр. Мосты, реки, каналы - но опять слишком много народу и хочется еще хоть на пару оставшихся дней от толп сбежать...

Захолустный прибрежный городок Люсекиль Стоянка яхт в Люсекиле Церковь в Мариештадте

   Шведская глубинка впечатляет. Впрочем, как и датская или немецкая. Ухоженные городки, чистейшие улочки и яркая черепица, спокойное и уверенное благополучие - причем видно, что вполне работящее. В Швеции еще изобилие катеров и яхт бросается в глаза. Здесь, как объясняют местные маркетологи, все чаще вопрос о том, что в первую очередь купить в семью - вторую автомашину или семейное плавсредство - все чаще стал решаться в пользу яхты.

Разводят европейскую трассу Е20, чтобы пропустить несколько яхт
Разводные мосты бывают и такие - поворотные

   Поскольку такой вопрос по местным понятиям является вполне массовым, уже примерно треть шведских семей обзавелась своими лодочками приличного водоизмещения. Их надо где-то держать - ведь не все живут у моря. И потому в прибрежных городах выросли огромные стоянки - и инфраструктура обслуживания приезжающих владельцев этого колоссального маломерного флота.

   Суда здесь вообще вполне равноправные участники движения. В центре Гетеборга среди дня разводят мост, чтобы пропустить корабль, на трассе Е20 мы наблюдали, как разводили мосты, чтобы пропустить пару частных яхт. Чем канал хуже железной дороги? Ведь опускают же шлагбаумы, чтобы поезд пропустить... На картинках справа как раз соответствующая сценка запечатлена. Яхты с явно семейными экипажами шли под флагами Германии и Великобритании - каждый путешествует на том транспорте, который предпочитает...

У входа в замок Эребру Замок в Эребру: городское начальство там до сих пор не только работает, но и живет - уже много веков Просто городской пейзаж

Водокачка - по совместительству обзорная площадка Вид на Эребру с обзорной площадки наверху Гриба.

   Ну, вот мы, наконец, уже приближаемся к финишу. Из придорожных достопримечательностей остался город Эребру. Надо же посмотреть, чем замки шведские отличаются от датских. На окраине города, как в этих краях нередко бывает, водокачка совмещает функции собственно резервуара и обзорной площадки для туристов. В данном случае форма башни вызывающе современна, в путеводители она попала под именем "гриб". Вид с нее действительно любопытный, но замки надо рассматривать вблизи - эти картинки приведены выше.

Руническое письмо в натуральном виде

   По дороге в Стокгольм есть еще один красивый замок - Грипсхольм. Но вечер и дождь не дали его поизучать как следует. Зато вот стоящие рядом с ним камни с настоящими древними рунами при свете вспышки вполне можно снять - результат на фото слева.

   В Стокгольме - дождь... Серо и мокро, старый город пронизан звуками дождя, непохожими на московские - ручьи бормочут на брусчатке, шумят в медных водосточных трубах. Узкие улочки удерживают весь этот водяной звон - в современном городе ничего подобного не услышать.

Дождь над Стокгольмом - вид с воды. Хорошие виллы в стокгольме - не только в тиши, но и у воды. Маленький мальчик

Уютный шведский балкон Узкие улочки старого города

   В одном из крохотных двориков Стокгольма есть скульптура - маленький мальчик. Он сидит, обняв коленки, размером немногим больше ладони. К нему ходят люди со всего света - не полчища, как к Русалочке. Оставляют на память монетки. В миниатюрной этой фигурке как-то очень точно отражается очарование узких улиц и однокомнатных магазинчиков, стиль древнего города, бережно хранящего разные разности своей истории и не боящегося новизны.

   Прощальный взгляд на черепичные крыши и балконы с ухоженными цветами, на кирпич старых церквей и путаницу набережных и мостов. Пора прощаться с современными королевствами - они оказались очень гостеприимными. Хороший получился маршрут - но пора из Европы лететь домой.

   Вот и все. Спасибо за терпение, если кто досмотрел ;)


Андрей - asebrant@online.ru

    

P.S. До Норвегии мы доехали только через три года, в августе 2004. Но оно того стоило! Если интересуют картинки из этой потрясающей страны фиордов, водопадов и ледников - вам сюда.

| Сайт Себранта - начало | Первая часть этого очерка | 7000 км через Штаты... - мой старый очерк |